Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы заключается в том, что в связи с произошедшими существенными изменениями в Конституции Российской Федерации в обществе активизировалась дискуссия, в ходе которой можно услышать как восторженные оценки происходящего, так и весьма нелицеприятные. Можно с уверенностью утверждать, что это очередное испытание для нашего Основного закона, его своеобразная проверка на прочность, которую, как мы надеемся, он успешно выдержит. По мнению Т.Г. Морщаковой, доктора юридических наук, судьи Конституционного суда в отставке, «Российская Конституция, как бы её ни оценивали юристы-конституционалисты и общество, вполне жизнеспособна и ещё в течение многих лет может существовать и работать. Те дефекты, которые проявлялись в ходе основанной на ней деятельности, на самом деле являются дефектами этой деятельности. Хотя ясно, что у каждого отрицательного результата есть свои объективные причины» .
Можно не согласиться со сказанным в части определяющего значения «дефектов» самой деятельности. Формирование Конституции Российской Федерации, развитие её свойств и качеств принципиально важны для совершенствования процесса конституционной регламентации. Тем, кто применяет конституционные нормы, необходим качественно совершенный и эффективный инструмент, от «настройки» которого во многом зависит «основанная на ней деятельность».
Тема обновления Конституции РФ возникает практически с момента её принятия. Критические замечания высказываются к её тексту в целом, к отдельным положениям и формулировкам, а иногда и вовсе приобретают характер обвинений Конституции РФ в неудачах, с которыми сталкиваются государственная власть и общество. Конституция России призвана доказать, что она является действительно в высшей мере авторитетным документом, а принцип её верховенства не пустой звук и реализуется совершенно полноценно.
Степень научной разработанности темы. Анализ литературы свидетельствует о том, что вопросы обеспечения юридического верховенства Конституции Российской Федерации на монографическом уровне не рассматривались. Вместе с тем нельзя не учитывать важности вклада таких ученых в изучение рассматриваемой проблематики, как С.А. Авакьян, М.П. Авдеенкова, Е.С. Аничкин, A.A. Белкин, H.A. Боброва, Г.А. Гаджиев, Ю.П. Еременко, Д.Л. Златопольский, В.Д. Зорькин, В.Т. Кабышев, O.E. Кутафин, JI.B. Лазарев, В.О. Лучин, Ю.И. Скуратов, Б.С. Эбзеев и др.
Цель исследования состоит в общетеоретическом обосновании обеспечения юридического верховенства Конституции Российской Федерации.
Данная цель предопределила постановку следующих задач: исследовать проблемные аспекты понятия верховенства Конституции Российской Федерации; рассмотреть верховенство Конституции Российской Федерации как основу конституционного правопорядка; охарактеризовать конституционно-правовой механизм взаимодействия национального права России и международного права в свете новых поправок; проанализировать новеллы правового регулирования нормоконтроля, осуществляемого Конституционным Судом Российской Федерации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с определением места и роли Конституции РФ в системе российского законодательства; механизм социально-правового обеспечения верховенства и прямого действия Основного Закона.
Предмет исследования составляют наиболее общие теоретические вопросы, затрагивающие закономерности системно-структурных и функциональных связей Конституции РФ с иными нормативно-правовыми актами различного уровня.
Методологическая основа работы. Основополагающим методом познания обозначенной проблематики является материалистическая диалектика. В качестве частноправовых методов использовались историко-правовой; формально-юридический; сравнительно-правовой. Все указанные методы применялись в комплексе, единстве, с целью наиболее полного и всестороннего исследования рассматриваемой проблематики.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, материалы судебной практики.
Теоретическую основу исследования составили труды С.А. Авакьяна, М.В. Баглая, А.В. Безрукова, И.М. Ильина, Е.И. Козловой, И.А. Кравец, А.Ю. Мохова, С.В. Нарутто, И.Н. Плотниковой, И.А. Стародубцевой и др.
Структура работы предопределена поставленными целью и задачами и состоит из введения; двух глав, содержащих четыре параграфа; заключения; библиографического списка.
1 ГЛАВА ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ – ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Проблемные аспекты понятия верховенства Конституции Российской Федерации
Конституция РФ является основополагающим нормативно-правовым актом, закладывающим основы государственного и правового развития, и в связи с этим чрезвычайно важно знать, какую роль она играет в национальной российской правовой системе. Для того чтобы понять роль Конституции РФ в механизме правового регулирования, необходимо познать ее юридические черты. Данные черты отражают правовую оригинальность и особенность конституционных норм. В качестве одного из наиважнейших свойств выделяют верховенство Конституции РФ.
В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ указано, что она, наряду с федеральными законами, распространяет свою высшую силу на всю территорию Российской Федерации. В ч. 1 ст. 14 Конституции РФ указано, что законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ. В соответствии с п. 2 раздела II Конституции РФ она распространяет свое действие на нормативно-правовые акты, которые вступили в силу до ее принятия. Последние применяются в части, не противоречащей Конституции РФ.
На наш взгляд, отсутствие в вышеприведенных нормах Конституции РФ легального определения понятия «верховенства» является недостатком, который может привести к путанице при разрешении конкретных конституционных вопросов.
В научной доктрине дается следующее определение верховенства: это такое качество, которое утверждает в государстве конституционный строй и обеспечивает стремление к созданию правового государства. Конституции РФ как основному закону государства должны соответствовать не только федеральное законодательство, но и региональное законодательство, и даже деятельность должностных лиц и государственных органов .
Что касается требования о соответствии нормам Конституции РФ положений подконституционного и отраслевого законодательства, то тут следует сказать, что, помимо формального запрета на создание иных по содержанию предписаний, чем изначально они были сформулированы в Конституции РФ, вытекает также сущностное обязательство не выводить другие варианты действий путем интерпретации и толкования основного закона.
Верховенство Конституции РФ можно рассматривать в двух значениях: формальном и материальном. Согласно материальному значению верховенства оно характеризует Конституцию РФ как соответствующую идеалам гуманизма и справедливости. Формальное значение верховенства Конституции РФ характеризует наличие в ней обязательных для исполнения частными и публичными субъектами права нормативных предписаний, регулирующих основополагающие общественные отношения .
По мнению И.А. Кравец, верховенство Конституции РФ зиждется на следующих положениях:
– активная роль основного закона в правовом регулировании основных сфер общественной жизни;
– представляет собой правовой акт прямого действия, используемый при разрешении конкретных дел в судебном порядке;
– государство обеспечивает ее высшую юридическую силу и устанавливает иерархически высшее место в системе нормативно-правовых актов;
– конфликты между различными субъектами права и имеющие конституционный характер, разрешаются на основе конституционных норм при опосредующей деятельности конституционного правосудия;
– системное толкование является обязательным условием обеспечения комплексного воздействия Конституции РФ на систему права .
Верховенство обеспечивается деятельностью государственных органов, которые обязаны исполнять ее предписания. Но особая роль все-таки отводится Конституционному Суду РФ, который является органом конституционного контроля.
В соответствии с ч. 2 ст. 125 основного закона Конституционный Суд РФ занимается разрешением противоречий между Конституцией и федеральным законодательством, решает вопросы о соответствии Конституции РФ актов текущего законодательства, подзаконных нормативных правовых актов Президента, Правительства, Государственной Думы.
Верховенство Конституции РФ также предполагает решение вопроса не только о соответствии отраслевого законодательства и подзаконных актов ее нормативным предписаниям, но также вопроса о соотношения конституционно-правовых установлений с нормами международного права. Ранее существовала коллизия, противоречие между нормами международного права и нормами Конституции РФ.
В соответствии с ч. 4. ст. 15 Конституции РФ принципы и нормы международного права, а также ратифицированные международные договора Российской Федерации являются частью ее правовой системы. Противоречие, возникшее между нормами международного права и нормами Конституции РФ должны решаться в пользу первых.
В ст. 1 Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации
Фрагмент для ознакомления
3
РАЗДЕЛ 1 НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ИНЫЕ ОФИЦИАЛЬНЫЕ АКТЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 2020. № 144. 4 июля.
2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» // СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
3. Федеральный конституционный закон от 14 декабря 2015 г. № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 51 (часть I). Ст. 7229.
4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2021) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447.
5. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» // СЗ РФ. 1998. № 14. Ст. 1514.
6. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.
7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года. Официальный сайт Президента РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582 (дата обращения 20.11.2021).
РАЗДЕЛ 2 ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
8. Авакьян, С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т Т.1. / С.А. Авакьян. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. 864 с.
9. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М.В. Баглай. 13-е изд., изм. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2018. 767 с.
10. Безруков, А.В., Тепляшин, И.В. Современная модель конституционного правопорядка: контуры формирования / А.В. Безруков, И.В. Тепляшин // Журнал российского права. 2021. Т. 25. № 1. С. 77-88.
11. Бланкенагель, А. «Прощай, Совет Европы!» или «Совет Европы, давай поговорим!»? / А. Бланкенагель // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. № 6. С. 135-150.
12. Болдырев, О.Ю. Конституционная реформа в России: актуальность, реализация, перспективы. Часть 2. Поправки к Конституции: нерешенные и новые проблемы и вектор дальнейшего реформирования / О.Ю. Болдырев // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 12. С. 3-8.
13. Брежнев, О.В. Предварительный конституционный контроль и его реализация в России: проблемы теории и практики / О.В. Брежнев // Актуальные проблемы российского права. 2020. Том 15. № 10. С. 36-43.
14. Вязовская, Т.Н., Евсеева, Л.А., Змиевский, Д.В., Галиева, Г.В. Предварительный конституционный судебный контроль в Российской Федерации / Т.Н. Вязовская Л.А. Евсеева, Д.В. Змиевский, Г.В. Галиева // Вестник Российского университета кооперации. 2020. № 3. С. 103-107.
15. Доверие политикам / Официальный сайт Всероссийского института изучения общественного мнения (ВЦИОМ). [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/ratings/doverie-politikam (дата обращения 20.11.2021).
16. Ильин, И.М. К вопросу о национальной конституционной идентичности в контексте обеспечения государственного суверенитета и правопорядка / И.М. Ильин // International Law Journal. 2021. Т. 4. № 3. С. 84-89.
17. Ищук, В.А., Шуайпова, П.Г. Взаимодействие международного и внутригосударственного права: теоретические и практические аспекты / В.А. Ищук, П.Г. Шуайпова // Правовое образование: сборник научных трудов. Всероссийский государственный Университет юстиции (РПА Минюста России). Ростов-на-Дону, 2021. С. 539-546.
18. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник / Е.И.Козлова, О.Е. Кутафин. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. 577 с.
19. Кокотов, А.Н. Предварительный контроль правовых актов Конституционным Судом России / А.Н. Кокотов // Закон. 2020. № 12. С. 29-39.
20. Конституционное право России: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» по научной специальности 12.00.02 «Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право» / [В.О. Лучин, Б.С. Эбзеев, Е.Н. Хазов и др.]; под научной редакцией В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева; под общей редакцией Е.Н. Хазова, Н.М. Чупурновой. 12-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ, 2021. 687 с.
21. Кравец, И.А. Конституционный символизм, модернизация Конституции и информационное общество (между учредительным и информационным конституционализмом для России) / И.А. Кравец // Lex russica . 2020. № 1. С. 43-58.
22. Кряжов, В.А. Как конституционная реформа 2020 года изменила Конституционный Суд Российской Федерации / В.А. Кряжов // Государство и право. 2020. № 9. С. 18-32.
23. Морщакова Т.Г. Текст и реальность / Официальный сайт Новая газета [Электронный ресурс]. URL: https://novayagazeta .ru/ articles/2020/03/06/84197-tekst-i-realnost (дата обращения 20.11.2021).
24. Мохов, А.Ю. Нормоконтроль, осуществляемый Конституционным Судом Российской Федерации: новеллы правового регулирования / А.Ю. Мохов // Актуальные проблемы современности. 2021. № 2 (31). С. 14-18.
25. Нарутто, С.В. Верховенство Конституции как основа конституционного правопорядка в России / С.В. Нарутто // Российское право. 2018. № 3. С. 30-34.
26. Плотникова, И.Н. «Конституционализация»: к вопросу о понятии / И.Н. Плотникова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2021. Т. 21. № 2. С. 188-197.
27. Самович, Ю.В., Шарифуллин, P.A. О взаимодействии международного и внутригосударственного права на территории Российской Федерации в сфере судебной защиты прав человека / Ю.В. Самович, Р.А. Шарифуллин // Российская юстиция. 2020. № 12. С. 2-4.
28. Стародубцева, И.А. Новые полномочия Конституционного Суда в сфере предварительного конституционного контроля: анализ поправок к Конституции Российской Федерации / И.А. Стародубцева // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 2. С. 18-20.
РАЗДЕЛ 3 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЫСШИХ СУДЕБНЫХ ИНСТАНЦИЙ И МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
29. Постановление Конституционного Суда РФ от 06 июня 2017 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части третьей статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ленинградского областного суда» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_217953/ (дата обращения 19.11.2021).
30. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. №21-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2015. № 6.